
Сочинение – единственный компонент ЕГЭ по русскому, где баллы теряют не столько от незнания правил грамматики, сколько от формата мышления. Можно в совершенстве выучить орфографию и пунктуацию, но лишиться десятка баллов, потому что неправильно обозначили проблему, нарушили логику рассуждений, некорректно интегрировали примеры и аргументы.
Нейросеть для итогового сочинения может помочь в борьбе с этими подводными камнями. ИИ способен научить:
Этот материал подскажет, как сделать нейросеть для написания сочинений личным тренажером, предоставит действенные промпты, познакомит с критериями оценивания сочинений и типичными ошибками. Также вы сможете оценить, как ИИ-модели платформы GPTunneL справляются с сочинениями на практике.
Проверка сочинений – это не составление общего впечатления, а четкий анализ критериев:
Критерий | Что проверяется | Ключевое требование |
К1 | Формулировка проблемы текста: не подмена пересказом, а четкое определение вопроса, над которым размышляет автор. | Проблема должна быть выражена явно; пересказ снижает баллы автоматически. |
К2 | Комментарий к проблеме: наличие двух примеров из текста и пояснения к каждому. | Если хотя бы одно пояснение отсутствует, пример не засчитывается полностью. |
K3 | Позиция автора: умение определить и сформулировать авторскую мысль по исходному тексту. | Позиция должна отражать именно мнение автора, а не ученика. |
K4 | Собственное мнение ученика: личное суждение, связанное с позицией автора. | Недостаточно формального согласия — требуется аргументированная личная позиция. |
K5 | Аргументация: связь приведенного аргумента с выраженным мнением. | Аргумент обязан логично подтверждать позицию, а не существовать отдельно от неё. |
K6 | Логика и связность: последовательность, логичные переходы между абзацами. | Сочинение должно быть целостным, без логических разрывов. |
K7–К10 | Речь и язык: речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. | Чем меньше ошибок в языке, тем выше итоговый балл; ошибки по этим критериям складываются и снижают итог. |
Нейросеть для написания сочинений ЕГЭ по русскому отлично помогает довести до автоматизма навык структурированного и логичного изложения, грамотного построения фраз. ИИ научит не перегружать предложения, подскажет, как избавиться от речевых штампов, укажет на логические нестыковки.
А вот анализ произведения, формирование личной позиции – это зона ответственности исключительно ученика. Ведь он, в отличие от нейросети, понимает контекст не только на фактическом, но и на эмоциональном плане, думает вне рамок прописанных скриптов.
Это значит, что нейросеть для сочинений ЕГЭ может стать тренером по части структуры и других формальных правил, но не панацеей. Формировать экзаменационное мышление, умение критически мыслить, пополнять интеллектуальный багаж – это ученику придется делать самостоятельно.
Сочинение на ЕГЭ имеет строгий каркас. И оценка за творческое задание во многом зависит от того, все ли элементы этого каркаса присутствуют в тексте.
Что входит в структуру:
Здесь промпт нужен не для написания сочинения, а для изучения экзаменационного текста. Анализ необходим, чтобы:
Такой формат особенно полезен, если ученик только начал тренировать структуру и логику. ИИ не генерирует текст, он выдает только анализ. Это позволяет использовать результат в виде заготовки, на базе которой школьник пишет сочинение.
Промпт:
«Ты эксперт ЕГЭ по русскому языку. Проанализируй текст строго в формате экзамена. 1. Сформулируй одну проблему текста. Запрет: пересказ сюжета. 2. Определи позицию автора. 3. Выдели два ключевых эпизода для комментария и поясни, как каждый из них раскрывает проблему. 4. Подбери 2–3 короткие цитаты (до 8–10 слов), которые можно использовать в сочинении. 5. Не пиши готовое сочинение. Дай только анализ. Текст: [вставить текст]».
Художественные тексты разных авторов требуют разного подхода к анализу. Ниже – три полностью оформленных экзаменационных примера с исходными текстами и точечными промптами, которые настраивают нейросеть под логику конкретного писателя.
Исходный экзаменационный текст:

Комментарий к работе с текстом:
Тексты Лермонтова побуждают уходить в абстрактную философию. Главная задача ученика – удержаться в границах обозначенного конфликта и не подменять анализ общими рассуждениями о «лишнем человеке».
Промпт:
«Ты эксперт ЕГЭ по русскому языку. Проанализируй текст М. Ю. Лермонтова. Сформулируй проблему конфликта личности и общества или внутреннего одиночества героя. Определи позицию автора без абстрактных философских формулировок. Выдели два эпизода, раскрывающих психологизм образа Печорина. Подбери 2 короткие цитаты для комментария. Не пиши готовое сочинение».
Claude легко выписал проблему, дал позицию автора и дал 2 цитаты из текста. Смотрите результат его анализа здесь.
Исходный экзаменационный текст:

Комментарий к работе с текстом:
При анализе Толстого важно не пересказывать судьбу и путь героя, а показать, как автор оценивает его внутренние изменения и нравственный выбор.
Промпт:
«Ты эксперт ЕГЭ по русскому языку. Проанализируй текст Л. Н. Толстого. Сформулируй проблему нравственного выбора. Определи позицию автора через его оценку поступков героя. Выдели два примера, показывающих внутренние противоречия персонажа. Подбери 2–3 короткие цитаты для комментария. Не пересказывай текст».
А как Gemini сформулировала проблему и позицию автора, можно посмотреть внашем диалоге
Исходный экзаменационный текст:

Комментарий к работе с текстом:
Сочинения по текстам Горького нередко сводят к описанию тяжелых условий жизни. Эксперты же хотят увидеть анализ, как соотносятся среда и личный выбор героя.
Промпт:
«Ты эксперт ЕГЭ по русскому языку. Проанализируй текст М. Горького. Сформулируй проблему влияния среды на формирование личности. Определи позицию автора с учетом социальной проблематики. Выдели два эпизода, раскрывающих конфликт человека и обстоятельств. Подбери 2 короткие цитаты для комментария».
Посмотрите анализ GPT-5.2 в нашем чате.
Промпты, заточенные под конкретных авторов, позволяют избежать наиболее частотных ошибок: абстрактности, пересказа, формальных формулировок. Они предоставляют четкую аналитическую заготовку, отвечающую проблеме, при этом не избавляют ученика от необходимости мыслить самостоятельно.
Это точечные запросы, рассчитанные под конкретные задачи сочинения. Они помогают не писать все сразу, а собирать текст последовательно, согласно логике экзамена. Таким образом проще разделить этапы анализа.
Используется на первом этапе работы. Промпт помогает не спутать проблему с пересказом и сразу выйти на первый критерий.
Промпт: «Сформулируй проблему текста в одном предложении. Запрет: пересказ и перечисление событий».
Этот промпт позволяет четко обозначить позицию автора и не смешать ее с собственным мнением.
Промпт: «Сформулируй позицию автора в нейтральном экзаменационном стиле».
Побуждает не пересказывать текст, а анализировать его.
Промпт: «Составь комментарий: два примера из текста и пояснение к каждому».
Используются, чтобы усилить комментарий и аргументы, при этом не перегружают сочинение.
Промпт: «Подбери 2–3 короткие цитаты (до 8 слов), пригодные для сочинения ЕГЭ».
Даже логически выверенное сочинение может оказаться слабым, если оно изобилует речевыми штампами. Нейросеть для сочинений по русскому может взять на себя функцию редактора, который очистит текст от ученических клише, при этом не нарушив формат экзамена. Важно: задача – не «сделать красиво», а сохранить нейтральный, сдержанный стиль, убрав канцелярит и заезженные формулы.
Промпт: «Убери шаблонные клише, сохрани формат ЕГЭ. Сделай язык естественным, без канцелярита».
Одна из важных составляющих подготовки – проверка текста как единого рассуждения. Здесь нейросеть для сочинений ЕГЭ по русскому особенно полезна. Она:
Ключевое ограничение: искусственный интеллект не должен заново переписывать текст. Его задача – обозначить ошибки и слабые места, а не редактировать содержание.
Промпт: Проверь сочинение на речевые и грамматические ошибки. Не переписывай содержание. Найди логические разрывы между абзацами.
Задача этого шага – не усложнить язык, а переписать текст таким образом, чтобы из него исчезли слишком очевидные конструкции и повторы. Нейросеть помогает аккуратно переработать текст, не изменив смысл и структуру.
Промпт: «Переформулируй текст, сохранив смысл и структуру сочинения ЕГЭ».
Ошибка | Описание проблемы | Как исправлять с помощью ИИ (промпт) |
Пересказ вместо проблемы | Ученик пересказывает сюжет вместо формулировки вопроса текста, из-за чего теряются баллы за отсутствие проблемы. | «Сформулируй проблему текста в одном предложении. Запрет: пересказ». |
Слишком общая проблема | Формулировка вроде «проблема добра и зла» не привязана к конкретному тексту и обесценивает анализ. | «Уточни проблему так, чтобы она напрямую вытекала из событий текста». |
Комментарий без пояснений | Два примера подряд без анализа приводят к потере баллов по К2; отсутствует объяснение роли примеров. | «Добавь пояснение к каждому примеру комментария». |
Комментарий-пересказ | Анализ подменяется описанием событий, из-за чего снижают баллы; важна роль эпизода, а не пересказ сюжета. | «Объясни, как этот эпизод раскрывает проблему, без пересказа». |
Формальная позиция автора | Позиция слишком общая и неконкретная, например «Автор считает, что человек должен быть добрым»; нет привязки к тексту. | «Сформулируй позицию автора конкретно и по тексту». |
Формальное собственное мнение | Ученик пишет «Я согласен, потому что автор прав», не формулируя собственную мысль; отсутствует индивидуальный вывод. | «Усиль мнение, добавив самостоятельную мысль». |
Аргумент «мимо проблемы» | Аргумент не связан с заявленной проблемой, из-за чего теряются баллы по К5; требуется проверка соответствия. | «Проверь, связан ли аргумент с проблемой. Если нет, замени». |
Клише | Штампы вроде «Данный текст заставляет задуматься…» делают сочинение шаблонным и снижают выразительность. | «Убери клише, сохрани экзаменационный стиль». |
Перегруженный синтаксис | Длинные предложения на 4–5 строк увеличивают риск речевых ошибок и затрудняют понимание. | «Упрости синтаксис, не меняя смысл». |
Отсутствие целостности | Текст выглядит как набор несвязанных абзацев без логики; нарушается связность, что влияет на К6. | «Оцени логическую целостность сочинения и укажи слабые места». |
Чтобы оценить потенциал нейросетей в аспекте ЕГЭ-сочинений, важно протестировать их на практике. Ниже – один и тот же исходный текст и сочинения, написанные разными моделями, с кратким разбором их сильных и слабых сторон с точки зрения критериев ЕГЭ.
Исходный текст ЕГЭ

Промпт: «Напиши сочинение ЕГЭ по данному тексту строго по критериям».
Результат

Модель строго придерживается структуры ЕГЭ.
Проблема сформулирована сразу, без пересказа событий: «Что заставляет человека поступать нравственно, даже если это создает ему неудобства?». Корректно выстроен и комментарий, дополненный двумя примерами с пояснениями. Первый пример – реакция героя (остановиться и вызвать медиков), второй – смысловой вывод автора («поступок водителя нельзя назвать героическим»).
Не забыл «ИИ-выпускник» и о позиции автора: «человека заставляет поступать нравственно его внутренняя система ценностей». Собственное мнение не кажется формальным. Кроме того, оно подкреплено аргументом из литературы – пример Матрены из «Матрениного двора» прямо работает на заявленную проблему.
Но есть в тексте и слабые места:
Итоговая оценка: 85–90 баллов при чистой орфографии и пунктуации.
А здесь – ссылка на чат.
Промпт: «Напиши сочинение ЕГЭ с акцентом на глубоком комментарии».
Результат

Как мы и запросили, модель углубилась в аналитику. Проблема сформулирована емко: «личной ответственности человека за чужую жизнь и нравственного выбора в ситуации, когда "правильное" неудобно». Сильная формулировка, которая полностью проходит по первому критерию. Комментарий выстроен не хуже. Два примера четко разделены синтаксически, но переплетены причинно-следственными связями:
Связка между примерами проговорена напрямую, что редко делают сами выпускники и что хорошо воспринимается экспертами. Позиция автора сформулирована развернуто и по тексту, без подмены. Собственное мнение логично продолжает авторскую мысль и подкреплено аргументом из литературы: пример Юшки у Платонова точно попадает в тему отказа от равнодушия и внутреннего долга.
К слабым сторонам можно отнести некоторую перегрузку текста формулировками, нетипичными для 11-классника: «конфликт двух логик: формальной и человеческой». Подача в стиле олимпиады. И если для сильного ученика она оказывается выигрышной, то для выпускника среднего уровня такая конструкция – потенциальный риск, связанный с речевой естественностью.
Оценка: 90–95 баллов при правильных орфографии и пунктуации.
Просмотреть сочинение можно в диалоге.
Промпт: «Напиши сочинение ЕГЭ в нейтральном экзаменационном стиле».
Результат

Модель следует структуре ЕГЭ буквально «по учебнику».
Проблема сформулирована уже в первом предложении: «Какова природа нравственного выбора в критической ситуации?» – формулировка понятная, хотя слегка расширенная относительно заданного контекста.
Комментарий развернутый, строго по критерию: есть два примера, оба проанализированы, связь между ними проговорена напрямую («Оба примера, дополняя друг друга…»). Сильная сторона – четкое разграничение внешнего давления и внутреннего мотива поступка водителя, особенно в фрагменте «человек вынужден выбирать между служебными инструкциями… и жизнью другого».
С позицией автора и выражением собственного мнения у нейросети проблем тоже не возникло. В последнем случае аргумент дополняется примером из литературы. Пример из «Чудесного доктора» Куприна точный, подробно объяснен и напрямую связан с проблемой ответственности и сострадания.
Однако у сочинения есть и ряд минусов:
Оценка: 85–90 баллов при полном соблюдении правил орфографии и пунктуации.
Чтобы просмотреть пример, пройдите по ссылке.
Нейросети – отличное подспорье в подготовке к ЕГЭ по русскому. Они помогают прорабатывать структуру сочинений, развивают навык аналитики, предлагают возможности для самопроверки.
Но важно помнить: ИИ не предназначен для того, чтобы писать сочинение за выпускника. Лицом к лицу с экзаменом сталкивается именно человек. Он читает текст, понимает смысл и принимает решения. Высокий балл складывается не из умения копировать, а из понимания логики сочинения и регулярной практики. И нейросети из GPTunneL могут обеспечить такую практику.
Грамотно воспользовавшись ИИ-инструментами, вы сможете проработать свои слабые места и научиться писать по-настоящему сильные сочинения.