/
Нейросеть для конспекта урока: как с помощью ИИ подготовить материалы за 15 минут

Нейросеть для конспекта урока: как с помощью ИИ подготовить материалы за 15 минут

Нейросеть для конспекта урока: как с помощью ИИ подготовить материалы за 15 минут
Dec 25, 2025
Время чтения: 3 минуты
Просмотров: 10

Даже если школьный учитель или репетитор в совершенстве знает свой предмет, подготовка к урокам все еще остается довольно сложной, изматывающей рутиной, которая отнимает массу времени. Педагогам приходится регулярно:

  • Переписывать конспекты;
  • Комбинировать задания разного уровня сложности;
  • Составлять тесты для проверочных работ;
  • Готовить материалы для презентаций и интерактивов.

Причем зачастую материал необходимо адаптировать под конкретный класс или группу учеников. А значит, «болванкой», оставшейся с прошлого года, воспользоваться не всегда удается.

Нейросеть для создания плана урока помогает снизить нагрузку на учителя. Современные умные модели позволяют быстро сформулировать важные тезисы, создать структуру урока, адаптировать материалы под цели, задачи, уровень, на котором находится класс или отдельный ученик. Да и самим школьникам ИИ помогает в самоподготовке.

В этой статье мы расскажем, как учителя, репетиторы и школьники могут применять нейросети для реальной подготовки к занятиям. Также разберем промпты для разных классов и предметов, оценим работу нейросетей в этой сфере. А проведем тестирование с помощью инструментов, доступных на площадке GPTunneL.

Что именно можно поручить нейросети для генерации конспектов уроков

Сильная сторона ИИ – генерация типовых структурированных заготовок. А задача педагога – просмотреть сгенерированный вариант и скорректировать его в соответствии с возможностями и потребностями конкретного класса/ученика. Нейросети хорошо справляются:

  • С составлением плана урока;
  • Генерацией конспекта согласно этому плану;
  • Подготовкой раздаточных материалов;
  • Созданием разноуровневых заданий;
  • Составлением проверочных тестов с ответами;
  • Написанием текстов для презентаций;
  • Разработкой несложных интерактивов.

Даже самая продуктивная нейросеть предложит нерелевантный результат, если автор промпта сформулировал задачу абстрактно. Запрос вроде «сделай конспект» не содержит учебной цели, уровня класса и формата ответа. А это значит, что модели придется гадать, какой именно результат нужен. В итоге получается размытый текст, наполненный общими формулировками, которые на практике применить сложно.

Качественный результат появляется только в том случае, если в промпте прописаны четкие параметры:

  • Предмет;
  • Класс;
  • Тема;
  • Цель урока;
  • Необходимый формат подачи (конспект, тест, практическое задание);
  • Ограничения по сложности;
  • Рамки объема.

Эти детали задают вектор модели и делают ответ потенциально полезным.

Нейросеть для конспектов занятий: запросы от учителя и ученика

Промпты от педагога должны ориентироваться на структурированные материалы для работы с классом, план, примеры, типичные ошибки. Ученик же запросит объяснение темы, пошаговые алгоритмы, задания для самопроверки. Одна и та же нейронка для создания конспектов уроков выдаст совершенно разные результаты, если правильно сформулировать задачу.

Как нейронки для конспектов уроков работают на практике

Русский язык, 7-й класс: конспект урока по теме «Причастие как часть речи»

Предмет: русский язык, 7-й класс

Модель: GPT-5.2

Промпт:

«Ты школьный учитель русского языка. Составь конспект урока по теме "Причастие как часть речи" для 7-го класса. Включи цель урока, ключевые понятия, объяснение простым языком, 4–5 примеров, типичные ошибки учеников. Объем – на один урок».

Результат

GPT-5.2 быстро сгенерировал структурированную, методически корректную заготовку для урока. Конечно, ее придется дополнять с учетом специфики класса, но нейросеть предложила вариант, от которого можно отталкиваться. ИИ создал очень четкую структуру, которая предполагает:

  • Цель: сформировать представление о причастии как особой форме глагола;
  • Планируемые результаты: например, ученик может объяснить, что такое причастие;
  • Объяснения со всеми нужными понятиями: «причастие», «время», «признак по действию», «действительное», «страдательное» и т. д.;
  • Закрепление: например, определить, от какого слова образовано причастие;
  • Типичные ошибки: например, путают причастие с прилагательным.

Конспект не перегружен сложной терминологией. При этом он довольно точен и подходит для работы у доски или в тетрадях. Результат – тут.

Физика, 8-й класс: объяснение и разбор закона Архимеда

Предмет: физика, 8-й класс

Модель: DeepSeek v3.2

Промпт:

«Ты учитель физики. Подготовь объяснение темы "Закон Архимеда" для урока в 8-м классе. Требования:

  • Сначала физический смысл явления;
  • Затем формула и ее разбор;
  • 2 примера для разбора у доски;
  • Типичные ошибки учеников;
  • 3 вопроса для фронтального опроса».

Результат

DeepSeek v3.2 создал очень понятное объяснение, доступное даже тому, кто давно окончил школу и успел подзабыть уроки физики. Материал начинается с объяснения физического смысла через призму повседневного опыта: бассейн и свойство тел реагировать на выталкивающую силу. И это отличная подводка к дальнейшим объяснениям.

Смысловой блок лаконичен и понятен. Формула закона Архимеда вводится после теоретической секции и разбирается подробно, в том числе с указанием, от каких величин сила зависит (плотность жидкости, объем погруженного тела), а от каких – нет (например, от плотности материала тела).

Удачно подобраны и примеры. Один связан с качеством тел и жидкости, в которую они погружены, а другой ориентирован на расчеты. Примеры и на логику, и на выработку вычислительного навыка.

Кроме того, нейросеть отметила типичные ошибки. Например, многие ученики при расчетах путают значения плотности – хотят подставить в формулу плотность погруженного тела, тогда как нужна плотность жидкости.

Ознакомиться с блестящим результатом можно тут.

История, 9-й класс: план урока «Реформы Петра I»

Предмет: история, 9-й класс

Модель: Claude 4.5 Sonnet

Промпт

«Составь план урока по теме "Реформы Петра I" для 9-го класса. Включи:

  • Цель и ожидаемые результаты;
  • Структуру урока;
  • Вопросы для обсуждения;
  • Задание на причинно-следственные связи».

Результат

Claude 4.5 Sonnet буквально за минуту сгенерировал структурированный план, отвечающий заданному промпту.

Интересно, что нейросеть создала план с ориентацией не только на передачу фактов, но и на развитие критического мышления. Особенно такому развитию способствуют дискуссионные, аналитические вопросы, например «Как Табель о рангах изменила принципы формирования элиты в России?», а также задание на установление причинно-следственных связей. Такое задание позволяет понять логику реформ, вместо того чтобы зацикливаться на механическом перечислении и хронологии.

Кроме того, Claude 4.5 Sonnet предложил домашнее задание с вариантами по сложности. Базовый уровень – составить на основе параграфа из учебника хронологическую таблицу реформ, более сложный – написать эссе и поразмышлять о цене модернизации.

Результат можно найти по ссылке.

Обществознание, 8-й класс: дифференцированные задания по теме «Социальные группы»

Предмет: обществознание, 8-й класс

Модель: Gemini 3 Pro

Промпт

«Создай дифференцированные задания по теме "Социальные группы". Сделай три уровня: базовый, средний, повышенный. Для каждого уровня:

  • 3 задания;
  • Пояснение, чему они учат».

Результат

Gemini 3 Pro корректно отработал задачу дифференциации и выдал четко разделенные уровни заданий: от репродуктивных («соотнесите понятие и его определение») до аналитических («проанализируйте феномен толпы как квазигруппы»).

При этом нейросеть не предоставила ответов или примерных решений. Из-за этого материал становится менее удобным – учителю будет сложнее проверять корректность ответов. Но неполнота задания связана не с ограничениями модели, а, возможно, с тем, что мы недостаточно подробно расписали промпт. Мы не запросили ключи или ориентиры для проверки.

В целом же задания логичные, выверенные, удобные для работы в классе, например для небольшой самостоятельной работы.

Результат – в этом чате.

Технология (труд), 6-й класс: изготовление настольной подставки из природных материалов

Предмет: технология (труд), 6-й класс

Модель: GPT-5.2

Промпт

«Ты учитель технологии. Составь план урока по изготовлению настольной подставки для карандашей из шишек и веточек. Включи:

  • Цель урока;
  • Этапы работы;
  • Список материалов;
  • Правила безопасной работы;
  • Итоговое обсуждение».

Результат

GPT-5.2 составил полноформатный план урока, который закрывает все практические потребности. Такой план можно использовать без дополнительных доработок.

Нейросеть подробно описала:

  • Материалы и их качество: «веточки (прямые, толщиной 0,5–1 см) для стойки/каркаса»;
  • Инструменты: «ножницы, линейка», клеевой пистолет»;
  • Развернутую секцию, связанную с техникой безопасности: например, рекомендация не оставлять ножницы на краю стола, а ветки не подносить к лицу.

Также ИИ предоставил алгоритм сборки изделия, прописал вопросы для обсуждения, очертил критерии оценки, например функциональность подставки.

Просмотреть план урока вы можете здесь.

Внеурочная деятельность, 5-й класс: новогоднее мероприятие «Как мы спасали Новый год»

Предмет: внеурочная деятельность, 5-й класс

Модель: Claude 4.5 Sonnet

Промпт

«Придумай сценарий новогоднего внеклассного мероприятия для 5-го класса. Тема: "Как мы спасали Новый год". Включи:

  • 2–3 короткие сцены;
  • Задания с участием всего класса;
  • Финальное обсуждение».

Результат

На наш взгляд, несколько спорный. С одной стороны, Claude 4.5 Sonnet предложил структуру мероприятия с совершенно привычным паттерном:

  • Дед Мороз и Снегурочка грустят, потому что Баба-Яга похитила волшебство;
  • Сама Баба-Яга отказывается его возвращать, пока дети не выполнят ее задания;
  • Этап выполнения этих заданий;
  • Возвращение праздника;
  • Баба-Яга, которая хочет отмечать вместе со всеми и «стать доброй».

С другой стороны, сам сценарий, уровень заданий (загадки вроде «Белая морковка зимой растет (сосулька)», танцы в стиле «покажите носик, как у снеговика»), «исправление» персонажа – все это, как нам кажется, формат утренника для 5–8 лет, но никак не для ранних подростков.

При этом возрастные рамки мы в промпте задали. Скорее всего, нейросеть «поленилась» составить какой-то более сложный скрипт. Использовать такой сценарий без обстоятельной переработки нежелательно. 11-летние дети могут заскучать и вовсе не вовлечься в мероприятие.

Сам сценарий – тут.

Физика, 9-й класс: подготовка к контрольной по закону Ома

Предмет: физика, 9-й класс

Модель: Gemini 3 Pro

Промпт

«Объясни тему "Закон Ома" так, чтобы я понял перед контрольной.

  • Пошагово;
  • С примерами;
  • Без перегрузки формулами;
  • В конце 5 тренировочных заданий».

Результат

Gemini 3 Pro подготовил ответ, который, на наш взгляд, способен вытащить из «трясины непонимания» даже самого закоренелого двоечника. Нейросеть:

  • Провела бытовую аналогию между электрической сетью и шлангом с водой, течению которой оказывается сопротивление;
  • Предоставила формулу, визуализировав ее в формате треугольника: в верхней части – напряжение, внизу – сила тока и сопротивление. Таким образом, ученик не запутается в том, что и как ему умножать и делить;
  • Составила тренировочные задачи на вычисления и логику, попутно объяснив прямую зависимость между током и напряжением и обратную – между током и сопротивлением.

Если хотите, можете вместе с нами оценить работу нейросети.

Английский язык, 9-й класс: подготовка к письменной части ОГЭ (личное письмо)

Предмет: английский язык, 9-й класс

Модель: DeepSeek v3.2

Промпт

«Ты репетитор по английскому языку. Помоги подготовиться к письменной части ОГЭ по английскому языку (9-й класс). Задание: личное письмо/электронное сообщение.

Сделай:

  • Краткое объяснение структуры письма (вступление, основная часть, завершение);
  • Список обязательных элементов, за которые дают баллы;
  • Типичные ошибки учеников на ОГЭ;
  • Пример образцового ответа объемом 80–100 слов.

Объясняй все простым и понятным языком, ориентируясь на ученика 9-го класса».

Результат

DeepSeek v3.2 справился с задачей на 100 %.

Он предложил структуру письма с примерным количеством слов в каждой части. Как мы и просили, нейросеть обозначила элементы, на которые комиссия обращает внимание при выставлении баллов:

  • Правильный формат даты и адреса;
  • Обращение “dear”;
  • Благодарность за предыдущее письмо;
  • 3 развернутых ответа на вопросы из задания;
  • 3 встречных вопроса другу;
  • Корректное завершение письма (фраза-причина + Best wishes + имя).

Не забыл ИИ и о типичных ошибках: нарушении структуры, незаданных вопросах, односложных ответах и т. д. И конечно, модель сгенерировала образцовое письмо.

Прикладываем ссылку на диалог.

Русский язык, 11-й класс: подготовка к ЕГЭ, задание 27 (сочинение-рассуждение)

Предмет: русский язык, 11-й класс

Модель: GPT-5.2

Промпт

«Помоги подготовиться к ЕГЭ по русскому языку, задание 27 (сочинение-рассуждение по прочитанному тексту). Сфокусируйся на:

  • Формулировке проблемы;
  • Комментариях с двумя примерами и логической связью;
  • Позиции автора и собственной позиции;
  • Типичных ошибках;
  • Критериях оценивания.

В конце приведи пример краткого фрагмента сочинения».

Результат

GPT-5.2 выполнил задачу, не отклонившись от промпта. Лаконично объяснил, что такое проблема, подсказал, как не перепутать проблематику с темой. Кроме того, нейросеть дала советы, как интегрировать примеры и как корректно разделить позицию автора произведения и автора сочинения.

Как мы и просили, в конце GPT предоставил список возможных ошибок (несколько проблем и в результате размытый фокус, фактологические ошибки) и критерии оценивания (корректность в оформлении проблемы, смысловая связь аргумента и примера).

И последний блок – шаблон правильного фрагмента. По ответу на промпт: результат, достойный неплохого онлайн-репетитора. Ознакомиться с ответом на запрос можно в тестовом диалоге.

Литература, 10–11-й класс: анализ романа «Преступление и наказание»

Предмет: литература, 10–11-й класс

Модель: Claude 4.5 Sonnet

Промпт

«Помоги разобраться с анализом романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Разбери:

  • Тему и идею;
  • Образ Раскольникова;
  • Позицию автора;
  • Как использовать анализ в сочинении.

Язык – понятный старшекласснику».

Результат

Claude 4.5 Sonnet не изменяет себе в плане обстоятельности: он по-прежнему дает развернутые, плотные, структурированные ответы в соответствии с запросом. В нашем случае он сформулировал тему романа, подчеркнув, что их несколько. «Можно ли преступить моральный закон ради "высокой" цели?».

Обозначил ИИ также идеи, основная из которых – «никакая теория не может оправдать убийство. Человек не имеет права распоряжаться чужими жизнями». Кроме того, нейросеть описала образ Раскольникова, объяснила его теорию, упомянула о двойниках Родиона: Лужине и Свидригайлове. Также подсказала, как использовать сгенерированный анализ в сочинении, например дала рекомендации по цитатам.

В целом достойная и доходчивая шпаргалка, оценить которую можно по ссылке.

Универсальные шаблоны промптов

Предлагаем базовые скелеты запросов, которые легко адаптировать под любой предмет, класс и задачу. Достаточно заменить только ключевые параметры.

Шаблон для учителя

Используется для подготовки материалов к уроку.

Структура промпта:

  • Предмет и класс;
  • Тема урока;
  • Цель (что ученик должен понять и уметь после урока);
  • Формат результата (конспект, план урока, задания, тест, сценарий);
  • Уровень класса (сильный, средний, смешанный);
  • Ограничения (объем, время урока, без формул/с цитатами, с техникой безопасности и т. д.).

Вот, как может выглядеть промпт для учителя:

Ты — [роль: учитель по предмету], готовящий материалы для [класс] по теме [тема урока]. Твоя задача — создать [формат результата: конспект/план урока/задания/тест/сценарий], который поможет ученикам достичь [цель урока]. Учитывай [уровень класса: сильный/средний/смешанный], следуй методической логике, избегай лишней воды. Соблюдай [ограничения: объем, время урока, требования к оформлению, наличие техники безопасности и др.]. Дай структурированный, готовый к использованию материал.

Шаблон для ученика

Используется для самостоятельного изучения и подготовки к проверочным и экзаменам.

Что указать в промпте:

  • Тему для изучения;
  • Класс или конкретный экзамен (ОГЭ, ЕГЭ);
  • Формат объяснения (пошагово, с примерами, кратко/подробно);
  • Уровень сложности (базовый, средний, повышенный);
  • Что должно быть в конце (задания, вопросы для самопроверки, пример ответа).

Вот, как может выглядеть промпт для ученика:

Ты — [роль: репетитор/учитель-помощник], который объясняет тему [тема] для ученика [класс или экзамен: ОГЭ/ЕГЭ]. Объясняй [формат объяснения: пошагово/простым языком/с примерами/кратко/подробно], опираясь на [уровень подготовки: базовый/средний/повышенный]. В конце добавь [тип финального блока: задания, вопросы для самопроверки, пример решения, краткий конспект], чтобы я смог закрепить материал.

Как подстроить один промпт под разных учеников

Один и тот же промпт может оказаться действенным в работе с разными учениками. Главное – изменить параметры подачи:

  • Уровень сложности;
  • Содержание и объем материала;
  • Тон объяснения.

Для сильного ученика имеет смысл повышать сложность: просить краткое объяснение, больше аналитики, задания повышенного уровня или формат «почему так, а не иначе». Такой ученик выигрывает от сжатого текста и задач на применение, а не от повторения базовых определений. Ученику послабее важно снизить нагрузку:

  • Сократить объем;
  • Избавиться от лишних терминов;
  • Запросить пошаговые объяснения, например в формате «как в первый раз»;
  • Сгенерировать больше примеров и заданий для самопроверки.

Для невротичного ученика решающим оказывается тон: поддерживающая манера, акцент на том, что ошибки всего лишь часть обучения, четкая структура. Такой формат подачи позволит снизить стресс, связанный с контрольными и экзаменами.

Такая кастомизация особенно актуальна для репетиторов, у которых множество индивидуальных учеников из разных семей, с разным уровнем подготовки и другими отличиями.

Заключение

Уже сегодня нейросети способны существенно упростить подготовку к занятиям. Они не заменяют учителя или репетитора, но избавляют от значительной части рутинной работы:

  • Помогают за минуты составить конспект урока;
  • Готовят проверочные задания с ключами;
  • Генерируют сценарии школьных мероприятий и многое другое.

Ученикам же искусственный интеллект упрощает понимание темы, предоставляет удобные мнемотехники, дает задания для самопроверки. При грамотном запросе ИИ экономит часы времени и дает понятную, структурированную основу, которую в дальнейшем легко переработать в соответствии с целями, задачами, уровнем класса или отдельного школьника.

Главное – помнить, что нейросеть – это инструмент, а не решение под ключ. Итоговый результат зависит от того, насколько хорошо педагог или школьник понимает свою конечную цель и насколько корректно составлен промпт.

Попробовать в GPTunneL